Туроператор
с 1990 года
Регионам (бесплатно)
8 (800) 200-55-35
  • 8 (495) 785-55-35
  • 8 (800) 200-55-35
  • бесплатно из регионов
Валюта: RUB
USD = 95.9288 руб.
EUR = 102.2882 руб.
GBP = 119.2875 руб.
CHF = 105.0929 руб.
CAD = 69.6853 руб.
AUD = 62.2386 руб.
RUB
vk telegram
27.06.2017 15:26:00

Коммерсант.ru: «Полет на Лену: в России растет спрос на дорогой внутренний туризм»

На рынок организованного внутреннего туризма пришли новые клиенты - состоятельные путешественники, лишенные возможности (реже - желания) ездить за границу. "Деньги" выяснили, куда оставшиеся в России ВИП-туристы отправляются для пляжного отдыха, дайвинга и походов.

Причины патриотического бума
Рынок внутреннего туризма в зените: согласно оценкам участников туристического рынка, в 2016 году по стране путешествовали 14-15 млн человек. Рост интереса к отдыху внутри страны во многом формируется благодаря запросам обеспеченных граждан.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе вспоминает, что состоятельные клиенты в большом количестве появились на внутреннем туристическом рынке в 2014 году, именно тогда начало формироваться и соответствующее предложение. Сейчас, по ее оценкам, на высокобюджетные туры (стоимостью от 200 тыс. руб.) приходится 5-10% продаж туроператоров на внутреннем рынке в натуральном выражении, а в денежном они могут занимать до 40%.

Появление этого сегмента именно летом 2014 года легко объяснить. В этот период на фоне обострения политического противостояния России с Западом работники силовых структур и госслужащие получили официальные или устные рекомендации воздержаться от поездок за рубеж и провести отпуск в России. Точное число ставших невыездными туристов неизвестно, но в неофициальных беседах туроператоры оценивают этот сегмент примерно в 4 млн человек: речь о силовиках, госслужащих и членах их семей.

Гендиректор Travelata.ru Алексей Зарецкий считает, что рост этого сегмента с тех пор не останавливался. По его словам, продажи высокобюджетных туров на внутреннем рынке сильно выросли в прошлом году. То же самое наблюдает руководитель отдела внутреннего туризма туроператора BSI Group Екатерина Медовикова, по оценкам которой за минувший год спрос на ВИП-туры по России вырос на 12%. "Впрочем, доля таких туров в структуре продаж компании составляет не более 5% всех проданных туров внутри страны", - добавляет она.

Высокобюджетные направления
Рост спроса на высокобюджетный внутренний туризм подкреплен ростом предложения на рынке. Майя Ломидзе называет ключевыми направлениями дорогого туризма на внутреннем рынке Сахалин, Камчатку, Республику Алтай, Крым и Краснодарский край. Наиболее интересные туры, по ее словам, сейчас предлагаются на Сахалин. "Это, например, поездки на остров Монерон, расположенный в 43 км от побережья Сахалина: его посещение будет стоить около 250 тыс. руб. на человека за десять дней. Поездка, как правило, включает в себя размещение на местных турбазах и дайвинг-программы. По сути, речь идет об экотуризме", - рассуждает Ломидзе. По ее словам, организацией поездок занимаются сахалинские туроператоры. Большая часть обеспеченных туристов приезжает сюда в составе организованных групп. В случае с Алтаем речь чаще всего идет об активном отдыхе в горах. "Но это направление нельзя назвать эксклюзивным. Оно доступно и для массового потока", - отмечает Майя Ломидзе.

В тренде активный отдых
Времена, когда ВИП-клиенты и массовые туристы смиренно лежали на пляже, уходят в прошлое, уверен гендиректор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин. "Сейчас модно быть здоровым, смелым и сильным - этот тренд проявляется во всем мире. За последние пять лет число желающих проехать по маршруту "Семь вершин", покорив постепенно наиболее высокие горы каждого континента, вырос в разы", - рассказывает он.

Внутренний рынок России не стал исключением. Ромашкин выделает здесь свои экспедиционные туры: "Это поездки в известные труднодоступные места, когда собирается группа туристов, каждый из которых готов вложить в недельный отдых от 500 тыс. до 1 млн руб. Высокая стоимость при этом объясняется не условиями размещения, а необходимостью использования специального транспорта - вертолетов, вездеходов, джипов: все это нужно арендовать". В числе популярных маршрутов Сергей Ромашкин выделяет, в частности, поездки на плато Путорана в Красноярском крае, в Арктику и некоторые места Кавказа.

Большим спросом, по словам Ромашкина, также пользуется Камчатка. "Средняя стоимость недорогого тура сюда составляет 150-200 тыс. руб., но каждая вертолетная экскурсия на месте, например полет в Долину гейзеров, будет стоить еще 35-40 тыс. руб. на человека. Турист берет на месте три экскурсии, выбирает перелет бизнес-классом - и стоимость поездки увеличивается уже до 400-500 тыс. руб.", - объясняет он.

Екатерина Медовикова к числу набирающих популярность дорогих предложений относит арктические круизы по Лене. "Программа такого тура обычно включает авиаперелет, круиз на лайнере с проживанием в комфортабельной каюте и питанием по системе "полный пансион"", - рассказывает она. Например, двухнедельное размещение в двухместной каюте на теплоходе "Михаил Светлов", следующем по маршруту Якутск--Тикси--Якутск в июле-августе местные туроператоры предлагают за 272 тыс. руб. за каюту. Этот тур также включает питание, развлекательную программу на борту, рыбалку и экскурсии по маршруту.

Аналогичные предложения - туры на архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Стоимость такой поездки на две недели составляет, как правило, около 300 тыс. руб. Хотя, по мнению Майи Ломидзе, туры в Арктику едва ли в ближайшем будущем будут пользоваться значительным спросом. "Все-таки речь в этом случае идет об экстремальном отдыхе", - отмечает она.

Элитное Черное море
Но наиболее востребованными в натуральном выражении в дорогом внутреннем сегменте многие участники рынка по-прежнему считают поездки на Черноморское побережье. По словам Алексея Зарецкого, на туры в Краснодарский край сейчас приходится больше 70% продаж. "Например, в прошлом году мы реализовали почти за 700 тыс. руб. новогодний тур в один из отелей в Красной Поляне для троих взрослых и троих детей, причем на завтраках и без транспорта", - вспоминает он. Зарецкий считает высокий спрос на дорогие объекты размещения внутри страны закономерным: для некоторых категорий обеспеченных граждан единственной возможностью комфортно отдохнуть стали отели высокого уровня. При этом, по его словам, наибольшим спросом у таких клиентов благодаря развитой инфраструктуре пользуется Сочи.

Майя Ломидзе, напротив, считает, что дорогие отели для ВИП-гостей есть практически на всех курортных направлениях. "Например, в Анапе это отель "Довиль", предполагающий размещение по системе "все включено"", -рассуждает она. Представитель Onlinetur.ru Игорь Блинов говорит, что в Крыму самый дорогостоящий отель - Mriya Resort & Spa: двухместное размещение здесь на три ночи в конце августа на сайте бронирования Booking.com сейчас стоит около 100 тыс. руб., на июль свободных мест практически нет.

Портрет ВИП-туриста
Екатерина Медовикова считает, что дорогостоящие туры по России чаще привлекают обеспеченных клиентов в возрасте 45-50 лет. "Такие туристы, как правило, бронируют полный турпакет, включая авиаперелет, индивидуальную экскурсионную программу, дополнительные услуги премиум-класса, выбирают размещение в лучших отелях", - говорит она. По опыту Алексея Зарецкого, в случае с внутренними ВИП-поездками речь чаще всего идет о семейном отдыхе: "Крайне редко эти туры приобретают для двоих, в половине случаев это группы от четырех человек. С детьми или без них".

Один из экспертов туристического рынка признался "Деньгам", что дать четкий портрет туристов, предпочитающих отдых в дорогих отелях на Черноморском побережье, нельзя. "Географически это массовый сегмент, который привлекает совершенно разных клиентов, выбирающих отель, исходя из финансового положения", - объясняет он. По его словам, основной контингент дорогих туров на Сахалин составляют военные, ориентированные на качественный активный отдых. "Хорошие курортные отели за рубежом не уступают нашим по качеству, но выигрывают в цене, так что основной контингент внутреннего дорогого турпродукта - военные, чиновники, просто бюджетники, отдых которым дотируется", - рассуждает Игорь Блинов.

В число клиентов дорогих экспедиционных туров, по мнению Сергея Ромашкина, сейчас входят абсолютно все обеспеченные люди: это политики, силовики, бизнесмены и просто топ-менеджмент крупных компаний, выезжающий на Алтай или Камчатку на тимбилдинги. "Эти клиенты, как правило, непубличные люди, они специально просят операторов скрыть их имена даже от сотрудников и фигурируют в системах бронирования, например, как "Иванов плюс шесть человек", из-за чего статистику по таким турам вести достаточно сложно", - признается он.



Источник: www.kommersant.ru